П Р О Г Р А М М А

Всероссийского эксперимента кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) активатор офис и Центра системно-деятельностной педагогики

«Школа 2000…» (АПК и ППРО)

1. Тема эксперимента:

«Механизмы реализации ФГТ и ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа»

Модуль 1

«Механизмы реализации ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования “Мир открытий”».

Модуль 2

«Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа» (открытый УМК «Школа 2000...», УМК «Перспектива»).

2. Научный руководитель:

Петерсон Людмила Георгиевна, д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, лауреат премии Президента РФ в области образования, автор действующих учебников и учебных пособий по математике для дошкольников, начальной и средней школы программы «Учусь учиться».

3. Состав участников ФЭП:

Исполнители эксперимента:

Кафедра дошкольного и начального общего образования АПК и ППРО;
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО;
Тел./факс: 797–89–77, 452–22–33.

Контактный адрес: 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2, Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК И ППРО.

E-mail: info@sch2000.ru

Соисполнители: дошкольные общеобразовательные учреждения, стажерские площадки и ресурсные центры ЦСДП «Школа 2000…», Институт системно-деятельностной педагогики.

4. Сроки эксперимента: 2011–2016 гг.

5. Координационный совет эксперимента:

Координационный совет формируется из научного руководителя эксперимента, консультантов, представителей исполнителей и соисполнителей эксперимента (дошкольных образовательных учреждений, прогимназий, центров образования, общеобразовательных учреждений «начальная школа –детский сад», педагогических колледжей, региональных методических служб).

Актуальность темы

Целевые ориентиры модели образования, отвечающей современным задачам развития страны, нормативно заданы в Законе РФ «Об образовании» (2004), Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), Федеральных государственных образовательных стандартах начального, общего и среднего образования (ФГОС) (2009, 2012), НОИ «Наша новая школа». Суть их заключается в переходе от «знаниевой» парадигмы образования к деятельностной, ставящей во главу угла личность ребенка, его умения и способности, готовность к саморазвитию, а не просто набор знаний, умений и навыков, обязательных для изучения. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»[1].

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлены планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Планируемый итоговый результат дошкольного образования – социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу. Под «социальным портретом» понимается совокупность интегративных качеств.

Эти качества находятся в преемственной связи с результатами освоения Программ начального образования, которые, в свою очередь, подразделяются на: предметные, метапредметные и личностные. Так, под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными – в первую очередь, универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.

Таким образом, интегративные качества закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность других ступеней образования.

Важно отметить, что впервые на уровне нормативных документов (ФГТ) в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров программы дошкольного образования, выделены универсальные предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность дошкольников, их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе, а, следовательно – преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим исследование закономерностей становления учебной деятельности и разработка педагогического инструментария по формированию ее предпосылок на дошкольной ступени образования составляют первоочередные задачи современной педагогической науки.

Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия.

Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.

С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметного общеучебного умения) проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:

1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;

2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;

4) контроль уровня сформированности данного УУД.

Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.

Данный теоретический вывод подтверждается многолетним опытом экспериментальной работы различных научных школ. Так, доктор психологических наук В.С. Лазарев, один из учеников В.В. Давыдова, анализируя нерешенные проблемы развивающего обучения, пишет: «Формирование учебной деятельности требует постановки и решения учебных задач особого рода – задач на освоение метазнаний о способах познания»[2]. Этот же вывод получен на экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000…».

Для того чтобы организовать прохождение учащимися этапов 1 и 3 на уроках по разным учебным предметам авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО была построена на теоретической основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...»[3]

Чтобы организовать прохождение учащимися этапов 2 и 4 формирования ОУУ авторским коллективом ЦСДП «Школа 2000...» разработан надпредметный курс «Мир деятельности», целью которого является создание теоретического фундамента для освоения УУД и критериальной базы системы их диагностики.

Применяя этот закон к системе непрерывного образования и формированию универсальных способностей, можно увидеть, что на дошкольной ступени образования детьми приобретается первичный опыт выполнения тех универсальных действий, которые характеризуют «эффективного деятеля» – «созидателя своей судьбы, продолжателя образования своей жизни» (А. Дистервег). Начальный прожитый ребёнком личный опыт культурного действия как раз и становится тем процессом, который «готовит» прочную основу для последующего формирования «новых элементов» системы саморазвития и самовоспитания личности. Самоценность периода дошкольного детства, уникальность социальной ситуации развития ребенка, базовые приобретения возраста позволяют нам говорить не столько о формировании компонентов учебной деятельности, сколько о приобретении детьми первичного опыта выполнения универсальных учебных действий, которые позволят им быть успешными в будущей жизни, в том числе и при обучении в школе.

Образовательная система деятельностного метода Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») конкретизируется для дошкольной ступени в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

В 2000–2006 гг. дидактическая система деятельностного метода пошла апробацию на 108 экспериментальных площадках Ассоциации «Школа 2000...» в 36 регионах России (Премия Президента РФ в области образования за 2002 г., лицензия государственной СЭС от 30.07.01 г., заключение РАО от 30.07.06 г.).

В 2006–2011 гг. в рамках ГЭП Департамента образования города Москвы «Построение образовательного пространства обучения на системно-деятельностной основе (38 школ, 15 ДОУ, 3 педколледжа и 3 ОНМЦ) проведена первичная апробация надпредметного курса «Мир деятельности» и соответствующего диагностического инструментария с позиций непрерывности формирования УУД на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа, апробация системы методического сопровождения педагогов школ и ДОУ и системы работы с родителями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ, в условиях ФГОС и ФГТ.

Положительные результаты эксперимента, полученные на московской площадке, ставят вопрос о расширении пространства апробации предложенных ЦСДП «Школа 2000...» механизмов формирования и диагностики УУД в массовой образовательной практике регионов России, построения системы методического сопровождения педагогов школ и ДОУ и системы работы с родителями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ, что обосновывает актуальность темы эксперимента.

Концептуальная идея, положенная в основу осуществления

экспериментальной деятельности

Построение на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) норм УУД, механизмов их формирования и диагностики обеспечит их соответствие общим законам функционирования и развития мира деятельности, придаст им объективный и критериальный характер и повысит надежность и качество реализации ФГОС и ФГТ на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа.

Назначение методической службы школы и ДОУ при внедрении программы освоении педагогами деятельностного метода обучения заключается в создании мотивационных установок и организационных условий для движения педагога вперед по индивидуальной траектории саморазвития, построенной на основе системно-деятельностного подхода.

При этом в системе подготовки и методического сопровождения педагогов, а также при построении системы работы с родителями должна использоваться та же система



Договор № 232-ФЭ

о проведении экспериментальной работы

г.Москва «24 » января 2013г.

г. Магадан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 61»

Полное название общеобразовательного учреждения

города, области,_____________Магаданской______________________________

именуемое в дальнейшем «ОУ» в лице заведующего Лебедевой Елены Васильевны,

действующего на основании Устава, и Центр системно - деятельностной педагогики «Школа 2000...» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Минобрнауки РФ, именуемый в дальнейшем «ЦСДП», в лице директора, д.п.н. Людмилы Георгиевны Петерсон, действующего на основании Положения, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Апробация педагогическим коллективом МБДОУ №61 города Магадана

в ходе экспериментальной работы по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа» под

научным руководством д.п.н. Л.Г. Петерсон образцов заданий по формированию, диагностике и контролю личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и интегративных качеств дошкольников, представленных ФГТ на основе авторской образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).

2. Обязательства сторон 2.1. Обязательства ЦСДП.

Осуществляет научное руководство экспериментальной площадкой:

Утверждает состав участников Договора на экспериментальную работу (Приложение № 1).
Осуществляет постановку перед ОУ целей и задач эксперимента, определяет техническое
задание на ведение экспериментальной работы, планирует сроки и способы его реализации
(Приложение № 2).
Утверждает функционал и планы работы каждого экспериментатора (Приложение № 3).
Определяет ежегодные сроки и форму отчета по итогам эксперимента (Приложение № 4),
анализирует результаты экспериментальной работы, итоги эксперимента доводит до сведения
руководства ОУ.
Оказывает научное сопровождение и помощь педагогам-экспериментаторам в проведении
экспериментальной работы.


Контролирует и обсуждает промежуточные результаты экспериментальных исследований.
Осуществляет повышение квалификации специалистов, педагогов экспериментальной
площадки по теме эксперимента.
Разрабатывает и согласовывает с ОУ учебные планы и программы по согласованным
образовательным проектам.
Обеспечивает доступ педагогам ОУ к использованию методических материалов по
дидактической системе «Школа 2000...», в том числе и на электронных носителях.
По согласованию с руководством ОУ информирует Управление общего образования
администрации города о достижениях ОУ в экспериментальной работе.


2.1.11.Содействует публикации статей, одобренных Научно-методическим советом ЦСДП «Школа 2000...», педагогов-экспериментаторов по теме эксперимента.

2.2. Обязательства ОУ:

Определяет и согласовывает с научным руководителем список членов администрации и
педагогов, которые войдут в состав экспериментальной площадки, и на начало учебного года
издает приказ о составе ЭП, назначает ответственного за экспериментальную работу и взаимодействие с ЦСДП «Школа 2000...» (Приложение №1).
Финансирует повышение квалификации (обучение) педагогов-экспериментаторов по теме
эксперимента.
Согласовывает с ЦСДП «Школа 2000...» цели и задачи эксперимента, сроки и способы их
реализации (Приложение № 2).
Согласовывает с ЦСДП «Школа 2000...» и утверждает функционал и планы работы каждого
экспериментатора (Приложение № 3).


Принимает от ЦСДП технические задания по программе эксперимента и обеспечивает
условия педагогам-экспериментаторам для их системного выполнения.
Анализирует результаты экспериментальной работы и фиксирует в предлагаемой ЦСДП
«Школа 2000...» форме. Своевременно в установленные сроки сдает отчет в ЦСДП «Школа
2000...» (Приложение № 4).
Участвует в мероприятиях федеральной площадки ЦСДП Всероссийского уровня по
проблеме эксперимента (вебинары, конференции и пр.).
Отражает достижения в экспериментальной деятельности по программе эксперимента на
сайте своего образовательного учреждения.
2.2.9. По согласованию с ЦСДП «Школа 2000...» педагоги-экспериментаторы ОУ осуществляют в своем городе информационную деятельность среди педагогической
общественности по проблеме эксперимента.

3. Дополнительные условия.

ОУ утверждает в качестве дидактической основы работы педагогов-экспериментаторов
образовательную систему деятельностного метода обучения «Школа 2000...», что фиксируется в
Основной образовательной программе ОУ.
ОУ обязуется использовать полученные из ЦСДП материалы только в рамках обязательств
по данному договору и не передавать их третьим лицам без согласования с ЦСДП. Учебно-
методические материалы, переданные по данному договору в ОУ, являются объектом авторских
прав ЦСДП.
Договор составлен в 2-х экземплярах (по одной для каждой из сторон), каждый из которых
имеет одинаковую юридическую силу.
Выполнение договора по этапам и в целом проводится сторонами по согласованному плану
(Приложение № 2).
Вопросы, не отраженные в договоре, оговариваются дополнительными соглашениями.
Все изменения и дополнения к настоящему договору оформляются Приложениями, которые
являются его неотъемлемой частью, и подписываются всеми сторонами.
Ежегодно (в мае) стороны подводят итог совместной деятельности в форме аналитических
справок, которые направляются в адрес партнера.



[1] Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2008, с. 37.

[2] В.С. Лазарев. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб. «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования».– М., с. 50–51.

[3] Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.
Назад